Бомбардировщик Пе-2
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 стал одним из самых легендарных самолетов Великой отечественной войны 1941-1945 годов под прозвищем “Пешка” (по кодификации НАТО – “Busk”).
Это был самый массово выпускавшийся бомбардировщик ВВС Красной армии периода Второй мировой войны: к 22 июня 1941 года было выпущено 490, а всего за время войны – 11430 машин различных модификаций.
Конструктором этого, весьма удачного самолета, был Владимир Михайлович Петляков (1891-1941 гг.).

Арестованный в 1938 году по обвинению в участии во вредительской деятельности, Петляков был отправлен в так нвзываемую “шарашку” – ЦКБ-29 при авиазаводе № 156.
Там ему с группой КБ-100 была поставлена задача создать высотный истребитель ВИ-100, который совершил первый полет 22 декабря 1939 года.



Высотный истребитель Ви-100.
Силовая установка ВИ-100 включала пару 1100-сильных 12-цилиндровых моторов
жидкостного охлаждения М-105Р конструкции Климова. Двигатели комплектовались турбокомпрессорами ТК-2, разработанными в ЦИАМе, и трехлопастными металлическими воздушными винтами изменяемого шага ВИШ-42.
Вооружение: две 20-мм автоматические пушки ШВАК с боекомплектом по 300 снарядов на ствол и два 7,62-мм пулемета ШKAC с боекомплектом по 900 патронов на ствол.
Самолет получился новаторским и отвечал самым высоким требованиям, однако в серию так и не пошел. На его базе Петлякову было проручено разработать пикирующий бомбардировщик ПБ-100 с экипажем из трех человек.
И уже 1 мая 1940 года прототип принял участие в воздушном параде над Красной площадью в Москве.
18 ноября 1940 года совершил первый полет серийный самолет.

Отличия истребителя Ви-100 и бомбардировщика Пе-2 1 серии.
В честь конструктора Петлякова серийные пикирующие бомбардировщики ПБ-100 в 1941 году получили обозначение Пе-2, а он сам удостоен Сталинской премии.
К сожалению, Владимир Михайлович Петляков трагически погиб в авиакатастрофе 12 января 1942 года.

Прототипом бомбардировщика Пе-2 стал опытный образец ПБ-100, построенный в двух экземплярах.
В состав экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 входили три человека:
• пилот,
• штурман,
• стрелок-радист.
Командир экипажа – пилот – сидел впереди слева, его защищали бронеспинка и бронезаголовник.
Оборудование, расположенное на приборной доске пилота, было довольно простеньким, однако включало все необходимое.

Приборная доска пилота бомбардировщика Пе-2
Часть приборов дублировалась на отдельном щитке штурмана, распологавшимся за пилотом у правого борта.
Штурман в ранних сериях бомбардировщиков Пе-2 бронезащиты не имел.

Бомбардировщик Пе-2 1 серии.
Для прицельного бомбометания штурман использовал дневной прицел ОПБ-1М или ночной НКПБ-3, а бомбометание с пикирования осуществлял пилот — у него имелся прицел ПБЛ-1.
На Пе-2ФТ взамен 7,62-мм ШКАСа в распоряжении штурмана появилась новая стрелковая установка с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом.
Стрелок-радист находился в отдельной кабине в секции Ф-3 фюзеляжа, в которую он попадал через нижний люк. На самолетах первых серий кабина стрелка отделялась от хвостовой части откидной дверцей, которая в открытом положении становилась полом над нижней стрелковой установкой.

Рядом с кабиной стрелка-радиста под фюзеляжем была смонтирована стрелковая установка — сначала с 7,62-мм пулеметом ШКАС (боезапас 750 патронов), а в последствии с 12,7-мм пулеметом БТ (200 патронов).
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 имел внутрифюзеляжный бомбоотсек с четырьмя точками подвески и два отсека в задней части мотогондол, в каждом из которых находилось по одному бомбодержателю ДЗ-40, а также четыре бомбодержателя на нижней поверхности крыла между мотогондолами.

Четыре бомбы ФАБ-250 на наружных держателях.
На каждой внутренней точке можно было подвесить одну 100 килограммовую бомбу (ФАБ-100; итого всего шесть бомб на внутренней подвеске), а на внешних держателях – до четырех бомб ФАБ-250 или две бомбы ФАБ-500.

Максимальная масса бомбовой нагрузки была установлена в 1000 кг (максимальная масса бомб во внутренних отсеках — 600 кг), нормальная масса — 600 кг.
При этом сброс бомб при пикировании мог осуществляться только с подкрыльевых держателей — устройств для вывода бомб из внутренних отсеков не имелось.
В пикировании использовались тормозные щитки, которые располагались на нижней поверхности отъемных частей крыла.
Модификации пикирующего бомбардировщика Пе-2.
ПЕ-2 2 СЕРИЯ

ПЕ-2 11 СЕРИЯ

Пе-2 11 серии оснащен убираемым лыжным шасси.
Нижние части мотогондол доработаны так, чтобы лыжи в убранном положении плотно прилегали к мотогондолам.
ПЕ-2 13 СЕРИЯ
Отличие бомбардировщиков Пе-2 13 серии от ранних моделей:
• передний и подфюзеляжный ШКАС заменили пулемётом УБ калибра 12,7 мм.
ПЕ-2 22 СЕРИЯ
• установлены усовершенствованные двигатели М-105РА.
ПЕ-2 31 СЕРИЯ

Летом 11941 года была проведена крупная модификация бомбардировщика Пе-2, в результате чего:
• два последних окна по правому борту носовой части фюзеляжа были ликвидированы, а вместо них было установлено одно окно треугольной формы;

Отличия Пе-2 31-й серии (снизу) от Пе-2 1-й серии.
• лючок доступа к носовому пулемёты УБС имел одну, а не две петли;
• несколько изменились основные ТТХ:
Размах крыла, м | 17,16 |
Длина, м | 12,78 |
Высота, м | 3,42 |
Вес пустого самолета, кг | 5950 |
Взлетный вес, кг | 7536 |
Максимальная скорость на высоте | 530 км/ч |
Практический потолок, м | 8800 |
Дальность полета, км | 1200 |
Вооружение: | 1 х 7,62-мм пулемёт ШКАС, 3 х 12.7-ми пулемёта УБ |
Боевая нагрузка: | 600 кг бомб на внутренней подвеске. 400 кг на внешней подвеске |
Силовая установка: | два 12-цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения М-105РА мощностью по 1100 л.с. |
ПЕ-2 64 СЕРИЯ
• уменьшено с 11 (десять в крыле, один в фюзеляже) до девяти (восемь в крыле, один в фюзеляже) количество топливных баков.
Суммарная емкость баков не изменилась — 1086 л.
ПЕ-2 65 СЕРИЯ

ПЕ-2 78 СЕРИЯ
• максимальная скорость на высоте 5000 метров – 503 км/ч.
ПЕ-2ФТ (ФРОНТОВОЕ ТРЕБОВАНИЕ) – 83-Я СЕРИЯ

Стал основной серийной модификацией бомбардировщика Пе-2 с весны 1942 года.
Отличие бомбардировщиков серии 83 (Пе-2ФТ) от ранних моделей:
• изменённое остекление носовой части фюзеляжа;
• перед турелью устанавливалась мачта радиоантены;
• возврат к старому лючку с двумя петлями для доступа к носовому пулемёту УБ;
• на воздушных винтах ВПШ-61П стояли коки более скругленной, чем на винтах ВПШ-61 формы;
• на верхней части мотогондол появились дополнительные вентиляционные щели;

• убран прозрачный астролюк сверху кормовой части фюзеляжа;
• в задней части фюзеляжа, по бортам, вместо круглых иллюминаторов сделали турельные установки пулемётов ШКАС;
• до 488 км/ч снизилась максимальная скорость;
• пулемёты ШКАС заменены пулемётами ТСС-1 12,7 м;
• более мощная отдача при стрельбе из крупнокалиберного пулемёта заставила конструкторов усилить конструкцию фюзеляжа в месте установки турели.
ПЕ-2 87 СЕРИЯ

ПЕ-2 105 СЕРИЯ

• под носовой частью фюзеляжа расположили рамочную антенну радиополукомпаса РПК-110.
ПЕ-2 110 СЕРИЯ


• была установлена закрытая турель ВУБ-1 с пулемётом УБТ калибра 12,7 мм (боекомплект к нему составлял 200 патронов).

Из-за этого новшества максимальная скорость уменьшилась на 8-12 км/ч.

• антенна РПК-2 была заменена на РПК-10;
• изменилась форма иллюминаторов, в которых монтировались бортовой ШКАС: пулемёт перебрасывал стрелок с борта на борт в зависимости от внешней угрозы.
ПЕ-2 115 СЕРИЯ

• металлическая хвостовая часть фюзеляжа заменена на деревянную;

• исчезли боковые окна носовой части фюзеляжа;
• стрелка-радиста прикрыли бронеплитой толщиной 4 мм;
• увеличена емкость топливных баков – стало 1484 л;
• самих баков стало пять — один фюзеляжный и четыре крыльевых;
• уменьшилась максимальная скорость полета – до 494 км/ч.
ПЕ-2 179 СЕРИЯ

• поставлены двигатели М-105ПФ мощностью 1210 л.с. каждый.
ПЕ-2 205 СЕРИЯ


• изменена форма носовых частей мотогондол.
Были ликвидированы воздухозаборники по бортам мотогондол, а вместо них сделан один центральный воздухозаборник ниже воздушного винта. В задней части мотогондол ликвидировали воздухозаборники и лючки.
• в профилированные обтекатели были заключены тяги приводов тормозных решёток;

• два аэродинамических компенсатора на крыше турели ВУБ-1 заменили одним;
• несколько изменились основные ТТХ:
Размах крыла, м | 17,11 |
Длина, м | 12,78 |
Высота, м | 3,42 |
Вес пустого самолета, кг | 6200 |
Взлетный вес, кг | 8250 |
Максимальная скорость на высоте | 521 км/ч |
Практический потолок, м | 8800 |
Дальность полета, км | 1400 |
Вооружение: | 1 х 7.62-ми пулемёт ШКАС, 3 х 12.7-мм пулемёта УБ |
Боевая нагрузка: | 600 кг бомб на внутренней подвеске. 400 кг на внешней подвеске |
Силовая установка: | два 12-цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения М-105ПФ мощностью по 1210 л. с. |
ПЕ-2 211 СЕРИЯ
• внутри крыла разместили балки наружных бомбодержателей, ранее располагавшиеся в каплевидных выступах под крылом;
• начали использовать винты ВИШ-61П.
ПЕ-2 249 СЕРИЯ
• были внесены усовершенствования в масло- и бензосистему, в частности зимой стали разжижать масло бензином.
ПЕ-2 265 СЕРИЯ

• установлена радиостанция РСБ-3бис с большим радиусом действия.
ПЕ-2 271 СЕРИЯ
• начали ммонтироваться обтекатели внешних бомбодержателей.
ПЕ-2 275 СЕРИЯ
• в хвосте поставили гранатомет ДАГ-10 на 10 гранат АГ-2 (не на все машины).
Выстреленная граната сначала тормозилась небольшим парашютом, а затем через 3−5 секунд разрывалась на пути преследующего истребителя.
ПЕ-2 301 СЕРИЯ
• доработан люк стрелка-радиста (ветровой щиток монтировался на фюзеляже перед люком, в то время как на более ранних «пешках» он составлял одно целое с люком стрелка-радиста).
ПЕ-2 354 СЕРИЯ
• были выполнены индивидуальными выхлопные патрубки цилиндров двигателей.
ПЕ-2 359 СЕРИЯ

Самолеты Пе-2 359 серии начали производиться летом 1944 года и в их конструкцию были внесены последние крупные изменения.
• усовершенствованные двигатели и кислородная система;
• выхлопные патрубки цилиндров двигателей были выполнены индивидуальными;

• ветровой щиток стрелка-радиста монтировался на фюзеляже перед люком;

ПЕ-2 382 СЕРИЯ
• оснащалась системой зимнего запуска двигателей.
ПЕ-2 410 СЕРИЯ
• гнезда для установки перекидного пулемёта ШКАС, для улучшения аэродинамики. были закрыты крышечками.
ПЕ-2 411 СЕРИЯ
• щели зализов, для улучшения аэродинамики. были закрыты лентами.
ПЕ-2УТ (УПЕ-2)


Учебно-тренировочные бомбардировщики УПе-2 начали выпускать осенью 1942 года, а первый полет на нем был совершен в июле 1943 года..
За первой кабиной, вместо кабины штурмана и среднего фюзеляжного топливного бака, оборудовали вторую, для инструктора. Следует отметить, что обзор вперед из кабины инстуктора был очень плохой.

• вооружение – даа 7,62 мм и два 12,7 мм пулеметы;
• управление – двойное, с приоритетом из второй кабины;
• снята часть бронезащиты;
• убран фюзеляжный топливный бак емкостью 440 л.

Учебно-тренировочный бомбардировщик УПе-2 на базе 179 модели.
УПе-2 также строились на базе 359 серии. Эти учебные самолеты могли нести до 600 кг нагрузки в фюзеляжном бомбоотсеке или две ФАБ-500 на внешних держателях.

Учебно-тренировочный бомбардировщик УПе-2 на базе 359 модели
ДАЛЬНИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЕ-3
По предписанию Государственного Комитета Обороны СССР в начале августа 1941 года на базе Пе-2 был создан дальний истребитель Пе-3.
• зкипаж – 2 чкловека – пилот и штурман;
• место стрелка-радиста занял дополнительный топливный бак емкостью 225 л;
• во внутреннем бомбоотсеке также разместили дополнительный топливный бак емкостью 250 л;
• полное отсутствие остекленения носовой части фюзеляжа;

• бомбодержатели отсутствовали;
• в носу монтировалось две 20-мм пушки ШВАК с боекомплектом по 250 снарядов на каждый, один 12,7-мм пулемет УБ с боекомплектом в 150 патронов и один 7,62-мм пулемет ШКАС с боекомплектом в 750 патронов;
• тормозные решетки и иллюминаторы в хвостовой части отсутствовали;
• тяжелая радиостанция РСБ-бис заменена на РСИ-Малютка.
• два лючка по правому борту для доступа к ШВАКам.
НОЧНОЙ БОМБАРДИРОВЩИК ПЕ-3БИС


Ночной бомбардировщик Пе-3бис:
1 – опытный (завод №22, 1941 год;
2 – серийный (завод №39, 1942 год;
3 – серийный (завод №22, 1944 год).
Это был самый распространенный истребительный вариант Пе-2.
• на одних истребителях Пе-3бис были сохранены бомбоотсеки, а под крылом допускалась подвеска реактивных снарядов РС-82, на других же вооружение отсутствовало;
• экипаж состоял из двух человек;

• вооружение: пушка ШВАК, пулемет УБ и три пулемета ШКАС или две пушки ШВАК и два пулемета УБ;
• на крыло установили щелевые предкрылки;
САМОЛЕТ-РАЗВЕДЧИК ПЕ-2Р

• уменьщена площадь остекленения носовой части фюзеляжа;
• не устанавливались внешние бомбодержатели и тормозные решетки;

• иллюминаторы в центре створок бомбоотсека для объективов фотокамер;

• два дополнительных топливных бака суммарной емкостью 580 л;
• на некоторых экземплярах устанавливались направляющие для пуска реактивных снарядов РС-82;
• на поздних моделях стояли радиополукомпасы РПК-10;
ПЕ-2 М-82

Из-за хронической нехватки двигателей М-105, под руководством Селякова С.С. была проведена доработка Пе-2 под двигатели М-82, которые были в избытке.
• полностью перепроектированы мотогондолы и моторамы;
• убраны водорадиаторы из крыла;
• вместо них поставленв топливные баки емкостью 100 л;

• в толще крыла с внешней стороны мотогондол поставили маслорадиаторы;
• воздухозаборники маслорадиаторов были сделаны в носке крыла;
• воздушный винт для М-82 был диаметром 126 см (против 86,7 см у М-105);
• из-за новой силовой установки сместился вперед центр масс самолета, поэтому в хвост был уложен балласт массой 68 кг.
ПЕ-2 “ПАРАВАН”

Предназначался для борьбы с аэростатами противника, для чего в носовой части фюзеляжа монтировалась пятиметровая ферма, от которой к штангам на законцовках крыла, снабженных выступающими острыми лезвиями для разрезания тросов или оболочек аэростатов, натягивались тросы.
В середине 1944 года результаты испытаний были признаны неудовлетворительными и работы были прекращены.
Источники информации:
1. «Пе-2» (Серия “Война в воздухе” №113)
2. «Пе-2» (Серия “Легендарные самолеты” №9)
3. «Самолеты Второй мировой» (Энциклопедия военной техники, АСТ)
4. Медведь, Хазанов «Пикирующий бомбардировщик Пе-2. “Пещка”, ставшая ферзем»
5. Симаков «Самолеты Страны Советов. 1917-1970»
6. Юденюк «Самолеты СССР Второй мировой войны»
7. Баргатинов «Крылья России»
8. Козырев М., Козырев В. «Авиация Красной армии»
9. Винчестер «Самолеты Второй мировой войны»
10. Яковлев «Советские самолеты»
11. «Мировая авиация» № 172, 202 (DeAGOSTINI)