Бомбардировочная авиация СССР

Бомбардировочная авиация — род Военно-воздушных сил СССР.
Создана в 1924 году, в результате реорганизации Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота в Военно-Воздушные Силы РККА. Тогда было предусмотрено формирование легкобомбардировочных и тяжелобомбардировочных эскадрилий.
В 1924—1933 годах на вооружение поступили тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3, а к середине 1930-х годов — бомбардировщики СБ, ДБ-3.
В 1936 году, после поступления в войска первых самолетов СБ, были организованы скоростные бомбардировочные эскадрильи, а в 1937 году, с началом освоения ДБ-3, — дальнебомбардировочные эскадрильи.
В соответствии с назначением и задачами ВВС изменился удельный вес различных родов авиации в составе ВВС: бомбардировочная и штурмовая авиация к 1940—1941 году составляла 51,9%, истребительная — 38,6%, разведывательная — 9,5%.
Во время Великой Отечественной войны на вооружение военно-воздушных сил СССР все больше поступало бомбардировщиков Пе-2, Ту-2.
В марте 1942 года соединения дальней авиации объединены в Авиацию дальнего действия с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандования (ВГК). Была учреждена должность командующего Авиацией дальнего действия, на которую был назначен Александр Голованов.
В годы «холодной войны» основным поставщиком бомбардировщиков в советские ВВС было ОКБ Туполева, специализировавшееся на проектировании тяжёлых бомбардировщиков и транспортных самолётов.
В ВВС в 1960—1980-х годах основными видами бомбардировочной авиации СССР были:

  • Дальняя авиация (ДА) — стратегические бомбардировщики;
  • Фронтовая авиация (ФА) — истребители-бомбардировщики, бомбардировщики, обеспечивавшие превосходство в воздухе в приграничных зонах;

Основу боевого потенциала советской тактической авиации 1970 — 1980-х годов составлял Су-17 — тактический истребитель-бомбардировщик (фронтовой ударный самолёт).
В середине 1970-х годов на вооружении истребителей-бомбардировщиков Су-17 появились управляемые ракеты класса «воздух-земля», что означало отказ от ставки лишь на ядерное оружие.
Ответом СССР на появление F-111 стало появление фронтового бомбардировщика Су-24. Особенностью этого самолёта было размещение экипажа не тандемом, как это обычно делалось на советских самолётах, а плечом к плечу, как на F-111 и палубном штурмовике А-6 «Интрудер». Это позволило при ранении пилота производить управление самолётом штурману, что очень важно при выполнении боевых задач.
В начале 1980-х годов в ВВС СССР стали поступать самолёты четвёртого поколения, в частности, самые большие в мире стратегические бомбардировщики Ту-160.
В конце 1980-х годов было принято решение о сокращении фронтовой авиации ВВС СССР на 800 самолётов. Политика сокращения ВВС лишила фронтовую авиацию целого рода — истребительно-бомбардировочной авиации, а основными ударным машинами фронтовой авиации стали штурмовики Су-25 и бомбардировщики Су-24.
О бомбардировщиках ВВС СССР — в этом разделе нашего сайта.