ГРАЖДАНСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ-18

Ил-18
Год начала эксплуатации: 1959
Зкипаж: 4-5 человека
Размах крыла: 37400 мм
Площадь крыла: 140,0 м2
Полная длина: 35900 мм
Наибольшая высота: 10170 мм
Максимальный диаметр фюзеляжа: 3500 мм
Масса пустого самолета: 32245 — 33760 кг
Взлетная масса максимальная: 59000-67000 кг
Посадочная масса максимальная: 48000-53000 кг
Максимальная скорость полета: 700 км/ч
Крейсерская скорость: 570-630 (истинная) км/ч
Практический потолок: более 12 000 м, 10 000 (для полётов с пассажирами) м
Дальность полета: 6500 (с остатком топлива на 1 час полёта) км
Грузоподъемность: до 15 (в грузовом варианте) т
Пассажировместимость: 80 — 122 чел
Длина разбега: 1000 м
Длина пробега: 800 м
Шасси: убирающееся, трёхопорное
Запас топлива: 30 000 л (для варианта «Д») т
Силовая установка: 4 × 4252 л.с. АИ-20

Ил-18 (по кодификации НАТО: Coot — «Простак») — пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением.
Решая задачу, поставленную в послевоенные годы Главным управлением ГВФ, ОКБ-240, возглавляемое Илюшиным С. В., в 1945 году предложило проект четырехмоторного пассажирского самолета Ил-18 с герметичной кабиной вентиляционного типа.
Создавая пассажирские лайнеры, конструкторы окончательно отказались от носовой «моссельпромовской» (такое название возникло в довоенные годы из-за сходства с одноименными киосками в Москве) кабины штурмана.
Рабочие места штурмана, радиста и бортмеханика расположили за креслами пилотов. Все это упростило компоновку и сократило площадь остекления кабины экипажа, что, в целом, положительно сказалось и на весе планера.

Ил-18

Имелся вариант компоновки самолета Ил-18 и без штурма­нанавигатора, что в те годы было довольно смелым решением и отражало взгляды руководителей зарубежных авиакомпаний на пассажирский авиалайнер. Однако для Советского Союза с его скудными средствами радионавигации отказ от штурмана, тем более при использовании машины для военных целей, оказался неприемлем.
Впрочем, на Ил-18 задача размещения рабочего места навигатора решалась безболезненно путем соответствующей перекомпоновки кабины экипажа.
Выбор фюзеляжа диаметром 3,5 м позволил разместить по пять пассажирских кресел в ряд, а багаж и грузы — в подпольном пространстве. Данное решение оказалось настолько удачным, что такой же диаметр фюзеляжа впоследствии сохранился и на лайнере Ил-18 с турбовинтовыми двигателями (ТВД).
Первые наброски самолета были сделаны в бригаде общих видов под руководством В.М. Германова, а компоновка Ил-18 утверждена С. В. Ильюшиным в апреле 1945 года.
Уже тогда во избежание появления трещин в районе вырезов в фюзеляже перешли от прямоугольных иллюминаторов к круглым.
Наддув кабины пилотов и пассажирского салона осуществлялся от турбокомпрессоров, установленных на двигателях.
При полетах на больших высотах нагрузка от избыточного давления воспринималась цилиндрическим корпусом и двумя сферическими перегородками, передней из которых являлась носовая часть фюзеляжа.
Другой особенностью самолета Ил-18 стало крыло, размах которого в 12 раз превышал среднюю аэродинамическую хорду (САХ). Такое удлинение несущей поверхности, свойственное самолетам, летающим на большие расстояния, снижало ее индуктивное сопротивление. При этом нагрузка на крыло в зависимости от полетного веса изменялась от 300 до 340 кг/м.
Крыло и оперение имели электротермические противообледенительные устройства. Лопасти воздушных винтов омывались спирто-глицериновой смесью, а лобовые стекла кабины пилотов — антифризом.
Начиная с Ил-12 на всех самолетах, созданных в ОКБ-240, шасси имело носовую опору. Не стал исключением и Ил-18. На каждой стойке было по два колеса: на носовой размером 770×330 мм, а на основных — 1325×485 мм, причем эти колеса имели тормоза.

Ил-18

25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР № 703—404 о создании пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями.
После того, как 26 августа 1956 года С. В. Ильюшиным был утверждён эскизный проект Ил-18, в сентябре этого же года началась постройка первого опытного самолёта, а в июне 1957 года на Центральном аэродроме в Москве состоялся осмотр руководителями партии и правительства во главе с Н. С. Хрущёвым первого Ил-18. Этому самолёту дали имя собственное: «Москва».
Первый полёт опытный самолёт совершил 4 июля 1957 года, перелетев с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе на лётную базу в город Жуковский (продолжительность полёта составила— 1 час 57 минут).

Ил-18

20 апреля 1959 года состоялись два первых пассажирских рейса Ил-18 по маршруту Москва—Адлер и Москва—Алма-Ата.

Модификации:

• Ил-18Т — санитарно-транспортный самолет, рассчитанный на перевозку до 69 раненых на носилках с двумя медработниками или 120 десантников;
• Ил-18Б — за счет усиления крыла и шасси увеличили вес коммерческой нагрузки с 12 до 14 т, при этом взлетный вес возрос с 58 до 61,2 т. Внешне новый лайнер, вмещавший 89 пассажиров, отличался от предшественника расположением иллюминаторов в пассажирских салонах;

Ил-18

• Ил-18В — отличался от предшественника совершенно новой компоновкой пассажирского салона и служебных помещений. В нем имелось три салона различных классов: первый салон вмещал 20, второй — 50, третий — 8 пассажиров. В двух первых салонах устанавливали кресла туристского класса (два слева и три справа) с шагом 900 мм, а в заднем — но четыре в ряд с шагом 1120 мм;
• Ил-18И — для беспосадочных полетов на расстояние свыше 5000 км в центроплане крыла (между лонжеронами) расположили дополнительный кессон-бак объемом 6300 л. За счет удлинения герметичной части фюзеляжа на 1,64 м в его салонах удалось разместить 125 пассажирских кресел (вариант компоновки 21 А), предельная же дальность машины после увеличения запаса топлива с 23 700 до 30 300 л (видимо, за счет кессон-бака в центроплане крыла) возросла до 6500 км.;
• Ил-18Е — в основном отличался облегченным и более современным оборудованием; были замены также и пассажирские кресла. Усовершенствованная система кондиционирования воздуха создавала комфортные условия пассажирам и экипажу при стоянке на земле, особенно в регионах с жарким климатом.
Самолеты этого типа сначала комплектовались двигателями ТВД АИ-20К, а затем в ходе ремонтов АИ-20М;
• Ил-18Д — С появлением двигателей АИ-20М взлетной мощностью 4250 э.л.с, сохранявшейся до температуры окружающего воздуха + 30 градусов и атмосферного давления 730 мм рт.ст., появилась возможность довести взлетный вес Ил-18 до 64000 кг (как и планировалось в варианте Ил-18И), использовав свободное пространство в центроплане под кессон-бак. Машина, получившая обозначение Ил-18Д (дальний), могла эксплуатироваться с высокогорных аэродромов.
Дальность полета возросла до 6500 км, вес коммерческой нагрузки увеличился до 14500 кг, а в особых случаях, но согласованию с ОКБ С. В. Илюшина, самолет мог поднять и 15000 кг;
• Ил-18УШ — учебно-штурманский самолет, предназначенный для летных училищ гражданской авиации. В салоне машины разместили 20 рабочих мест, оснащенных навигационным оборудованием (включая радиотехническую и астронавигационную аппаратуру), необходимым для обучения самолетовождению будущих штурманов;

Ил-18

• Ил-18Гр и Ил-18ГрМ — грузовая модификация лайнера. Переоборудование машин осуществлялось с 1978 года на авиаремонтных предприятиях и заключалось в снятии пассажирских кресел и теперь уже ненужных буфета с гардеробом; кроме того, усилили пол, на котором устанавливали легкосъемное роликовое оборудование с замками для перемещения и фиксации грузов. Загрузка машины осуществлялась с помощью автомобильного транспортера или автопогрузчика через входные двери.
Самолет Ил-18 положил начало широкому развитию международных авиалиний «Аэрофлота» и массовому авиаэкспорту. Самолеты данной марки были приобретены семнадцатью иностранными авиакомпаниями.
За рубеж было поставлено 125 самолетов.

 

Источники информации:
1. Якубович «Самолет Ил-18. Пассажирские авиалайнеры»
2. сайт Википедия