ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ СССР

17 января 1921 был принят декрет «0 воздушных передвижениях», в котором впервые определялись правила полётов для советских и иностранных воздушных судов над территорией РСФСР и её территориальными водами.
Положения вышеуказанного декрета легли в основу Воздушного кодекса СССР (утвержден в 1932, 1935, 1961. 1983).
1 декабря 1922 при Главном управлении Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота (Главвоздухфлот) была создана Инспекция ГВФ (Гражданского воздушного флота), которая была призвана разрабатывать мероприятия по развитию гражданской авиации и осуществлять контроль за её деятельностью.
9 февраля 1923 Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление об организации Совета по гражданской авиации при Главвоздухфлоте. Этот день стал официальной датой рождения Гражданской авиации СССР.
Инспекция ГВФ была исполнительным и техническим органом Совета. В состав его вошли представители Главы воздухфлота, ВСНХ, наркоматов иностранных дел, торговли, путей сообщения, почты и телеграфа. Совет руководил всей деятельностью Гражданской авиации СССР.
17 марта 1923 было создано первое авиатранспортное предприятие РСФСР — «Добролёт». В том же году подобные общества появились в Украине — «Укрвоздухпуть» и в Закавказье — «Закавиа» (в декабре 1929 года на их базе организовано единое общество «Добролёт СССР»).
23 февраля 1930 года Совет по гражданской авиации был упразднён, а его функции переданы Главной инспекции.
В целях дальнейшей централизации деятельности Гражданской авиацией СССР 29 октября 1930 года постановлением СНК СССР образовано Всесоюзное объединение ГВФ (ВОГВФ) при СТО («Добролёт» и Главная инспекция упразднены).
25 февраля 1932 года ВОГВФ было преобразовано в Главное управление ГВФ (ГУГВФ) при СНК СССР, которое получило название «Аэрофлот». В подчинении ГУГВФ находились хозрасчётные тресты «Трансавиация», «Сельхозавиация» и другие, которые 19 мая 1934 года постановлением СНК СССР были ликвидированы, а вместо них образованы 12 территориальных управлений Гражданской авиации СССР: Московское, Украинское, Среднеазиатское, Закавказское, Казахское, Северо-Кавказское, Западно-Сибирское, Волжское, Уральское, Восточно-Сибирское, Дальневосточное, Северное.
В 1954 году Туполев, Ильюшин и Антонов получили конкретные задания на новые пассажирские самолеты, конкурентоспособные с западными образцами. Через короткий срок на испытательных аэродромах появились самолеты Ил-18, Ан-10 и Ан24, а также для своего времени самый большой в мире авиалайнер Ту-114.
В 1960-е годы заметное место в Гражданском воздушном флоте заняли пассажирские самолеты, созданные в конструкторском бюро О. К. Антонова.
В 1967 году Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) разработал классификацию парка самолётов.
Гражданские самолёты были поделены на два крупных класса:

  • магистральные (протяжённость маршрута от 1000 км.):
    • дальняя, (от 6000 км и дальше);
    • средняя, (от 2500 до 6000 км.);
    • ближняя, (от 1000 до 2500 км.).
  • самолёты местных воздушных линий (протяжённость маршрута до 1000 км):
    • тяжёлые (взлётный вес 20-30 тонн);
    • средние (10-20 тонн);
    • лёгкие (меньше 10 тонн)

В 1980-е годы были созданы пассажмрские самолёты нового поколения — широкофюзеляжный дальний магистральный самолёт Ил-96-300, средний магистральный самолёт Ту-204, самолёт Ил-114 для местных воздушных линий и другие.
К концу 1980-х годов «Аэрофлот» перевозил ежегодно более 120 млн. пассажиров, около 3 тысяч тонн грузов, свыше 400 тысяч тонн почты. На долю воздушного транспорта приходилось до 20% общего пассажирооборота СССР, а на дальних магистралях (4 тысяч км и более)— свыше 80%.