АН-74
|
Самолет Ан-74 разработан на базе Ан-72 в начале 1980-х годов для выполнения транспортных операций в условиях крайнего севера (прототип самолета имел обозначение Ан-72А, А- арктический).
Серийный выпуск самолетов Ан-74 был начат в 1989 году.
Самолёт выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовентиляторными двигателями Д-36 серии 2А взлетной тягой по 6 500 кгс (63,7 кН) установленными над крылом, и Т-образным хвостовым оперением.
На транспортном самолете Ан-74 установлена новая эффективная противообледенительная система, а также более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, в частности — более мощный радиолокатор, усовершенствованная система обогрева и вентиляции кабин, в соответствии с новыми задачами изменена компоновка кабины пилотов и грузовой кабины, появилась возможность замены колесного шасси лыжами.
Удачная конструкция Ан-74 послужила основанием для разработки транспортных самолетов Ан-74Т-100 и Ан-74 Т-200А, которые предназначены для перевозок 10 т груза (в том числе на рампе — 1 т) со скоростью 600—700 км/час на дальность 1350 км., а с грузом 3 т дальность полета составляет 4200 км.
Ан-74 в короткое время может быть переоборудован (конвертирован) из пассажирского в транспортный самолети наоборот. Исходя из этого, на базе транспортного самолета Ан-74 были созданы конвертируемые варианты Ан-74ТК-100 и Ан-74ТК-200.
В пассажирской кабине самолетов обоих вариантов размещены складывающиеся пассажирские кресла. Вдоль обоих бортов установлены также складывающиеся закрытые багажные полки с осветительным и кислородным оборудованием, динамиками, кнопками вызова проводника. В передней части кабины предусмотрено место для бортпроводника, здесь же находится и небольшая кухня.
На самолете имеется также стационарный туалет с необходимым набором сантехнического оборудования.
Для обеспечения аварийной эвакуации пассажиров самолет Ан-74 имеет четыре аварийных выхода. Вход и выход пассажиров в нормальном режиме осуществляется через грузовую рампу, дополненную откидным трапом.
В хвостовом отсеке фюзеляжа размещены вместительные багажные полки для ручной клади.
Багажный отсек отделен от пассажирской кабины жесткой легкосъемной перегородкой.
Самолеты Ан-74 могут систематически эксплуатироваться на аэродромах как с бетонным, так и с грунтовым галечным покрытием.
По желанию заказчика кабина экипажа может оборудоваться:
— на четыре человека: командир, второй пилот, штурман, борттехник (вариант Ан-74ТК-100) и
— на два человека: командир и второй пилот (вариант Ан-74).
Конвертируемость самолета достигается благодаря установленному на нем комбинированному комплексу транспортного и пассажирского оборудования, позволяющему в короткое время переходить от одного варианта к другому.
При перевозке груза:
— кресла складываются и пристегиваются к бортам самолета;
— багажные полки складываются и закрепляются на бортах фюзеляжа в потолочной части пассажирской кабины;
— перегородки и багажные полки демонтируются с рампы и закладываются в специально отведенные для них места на самолете.
При подготовке к перевозке пассажиров эти операции выполняются в обратной последовательности.
Передняя часть пассажирской кабины самолета Ан-74 ограничена силовой перегородкой, выполняющей роль барьерной стенки для защиты экипажа при аварийной посадке с грузом.
Самолет оснащен бортовым погрузочным устройством и лебедкой.
Высокое расположение двигателей исключает попадание в воздухозаборники самолета Ан-74 посторонних предметов при взлете и посадке даже при эксплуатации на галечных аэродромах.
Источники информации:
1. Шунков «Самолеты спецназначения»
2. сайт Википедия