ВЕРТОЛЕТ А.129 «МАНГУСТА»
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вертолет А.129 «Мангуста» итальянской фирмы «Агуста» является первым реализованным специализированным противотанковым вертолетом западноевропейской разработки.
Первый полет опытного образца состоялся 15 сентября 1983 года, серийное производство было начато в 1986 году.
В основе конструкции вертолета А.129 «Мангуста» одновинтовая схема с четырехлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами, крылом малого удлинения и трехстоечным неубирающимся в полете колесным шасси с хвостовым колесом.
Носовой обтекатель, хвостовая балка, панели в центральной части фюзеляжа, а также лонжероны вертолетавыполнены из композиционных материалов, доля которых в конструкции фюзеляжа составляет до 45% его общей массы. Изготовленные из них детали занимают 70% площади планера.

В сочетании с небольшим поперечным сечением фюзеляжа (максимальная ширина 0,95 м) это обеспечивает существенное снижение эффективной площади рассеяния.
Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением кресел (летчик в задней кабине, стрелок-оператор — в передней).
Кресла экипажа и остекление кабины бронированы.
Все жизненно важные агрегаты обладают стойкостью к пулям калибра 12,7 мм, выпущенным с расстояния 800 м.
Благодаря специальной конструкции кресел и фюзеляжа в целом при ударе о землю со скоростью 13 м/с выживание экипажа обеспечивается с вероятностью 90%.
При этом объем кабины вертолета уменьшается не более чем на 20%, а агрегаты трансмиссии и силовой установки удерживаются на местах.

Вертолет А.129 «Мангуста» имеет небольшое съемное крыло (размах 3,2 м), изготовленное из композиционных материалов, которое крепится в средней части фюзеляжа. На каждой консоли крыла имеются два узла подвески вооружения.
Хвостовое оперение состоит из стреловидного киля и нижней килевой поверхности, используемой для крепления хвостового колеса, а также из поворотного стабилизатора с размахом 3 м, установленного в середине хвостовой балки.
Вертолет имеет неубирающееся колесное шасси, рассчитанное на выполнение посадки с вертикальной скоростью до 10 м/с.

Масса топлива во внутрифюзеляжных баках составляет 750 кг.
Радиоэлектронное оборудование вертолета А.129 «Мангуста» построено по интегральному принципу на базе цифровой мультиплексной системы IMS (Integrated Multiplex System) американской фирмы «Харрис».
Эта система обеспечивает управление и связь между всеми системами электронного оборудования (включая систему управления оружием):
• распределение электроэнергии и управление силовой установкой,
• функционирование системы управления полетом и повышение устойчивости,
• автоматический расчет параметров полета,
• автоматизацию регистрации отклонений от нормы в работе различных бортовых систем и механизмов в целях облегчения их технического обслуживания на земле.
Основу системы IMS составляют две центральные ЭВМ с соответствующими устройствами сопряжения.

Источники информации:
1. Шунков «Боевые вертолеты»
2. сайт Википедия