Морская авиация

Разведывательный гидросамолет Аичи Е13А1

Гидросамолет Е13А1
Год принятия на вооружение: 1941
Зкипаж, человек 3
Размах крыла, м 14,5
Площадь крыла, м2 36
Длина, м 11,45
Высота, м 4,7
Вес пустого самолета, кг 2642
Взлетный вес, кг 3640
Максимальная скорость полета: 376 км/ч
Крейсерская скорость: 222 км/ч
Практический потолок, м 8730
Дальность полета, км 2089
Время набора высоты 3000м, мин 6,1
Вооружение: 1 х 7,7 мм пулемет
250 кг бомб
Силовая установка: 1 х двигатель “Кинсей” – 43 мощностью 1000 л.с. (746 кВт)

В 1937 г. компания «Аичи» начала разработку трехместного разведывательного гидросамолета Е 13А «Рейсу» (кодовое название союзников – «Jake»). Проектированием новою самолета, получившего фирменное обозначение AM-19 на фирме «Аичи» занимался коллектив под руководством Кисиро Мацуо.
Прототип этого самолета, который был оснащен двигателем «Кинсей» – 43 мощностью 1060 л. с., был закончен в конце 1938 года, после участия в конкурсных испытаниях с самолетом Е13К фирмы «Каваниси», и в декабре 1940 года был запущен в серию под обозначением «ночной разведывательный гидросамолет морской тип О модель 11».
В начале 1941 года гидросамолет Е13А1 начал поступать на флот.

гидросамолет Е13А1

Первые такие самолеты поставлялись на японские крейсера, в следующем году эти гидросамолеты, которые были оснащены одной 250-кг бомбой, выполнили несколько налетов на железную дорогу Ханкоу – Кантон.
Впоследствии темп выпуска гидросамолета Е 13А увеличился и им стали оснащаться и линейные корабли, включая линкор «Харуна» вице-адмирала Нагумо.
По оценкам, в середине 1943 года более 250 разведывательных гидросамолетов Е13А базировались на борту японских кораблей, хотя их, использование сокращалось всякий раз, когда в воздухе появлялись
американские истребители.
Самолеты Е13А выпускались в разных модификациях, в том числе и с магнитной системой обнаружения подводных лодок, однако она была эффективна только тогда, когда самолет летел на высоте не выше 10 метров над поверхностью воды.
Модификации гидросамолета Е13А1:
• Е-13А1а с пламегасителями;
• Е-13А1b с радиолокатором.
Модификации Е-13А1а и Е-13А1Ь использовались как морские штурмовики – на них устанавливались 20-мм пушки под фюзеляжем. Длительность полета этого самолета достигала 15 часов.2
Кроме того, в конце второй мировой войны Е-13А1 активно использовали летчики-камикадзе.
Несмотря на непротектированные топливные баки, отсутствие бронезащиты экипажа и слабое оборонительное вооружение, гидросамолет Е13А благодаря неплохим характеристикам и внушительной дальности полета оказался весьма удачным разведывательным и патрульным самолетом.

Разведывательный гидросамолет Аичи Е13А1

За годы второй мировой войны было выпущено 1418 экземпляров гидросамолета Е13А, из них 133 самолетапостроила фирма «Айчи», 48 машин – «Дай-Юйчи кайгун кокусо» и 1237 – «Кюсю».1

Читайте также:  Морская авиация Японии

Источники информации:
1. Козырев М., Козырев В. «Авиация стран оси во второй мировой войне»
2. Шарп «Самолеты второй мировой»
3. Дорошкевич «Самолеты Японии второй мировой войны»

Top.Mail.Ru