МИГ-25РБ
|
Для борьбы с высотными разведчиками США и создания своего разведчика 10 марта 1961 г. А.И. Микоян издал приказ о начале проектирования новой машины под шифром Е-155 в вариантах разведчика и перехватчика. Принципиальное решение по этому вопросу было принято в 1960 г.3
Главным руководителем и идеологом темы стал Гуревич М.И.
Разведывательный самолет МиГ-25РБ предназначен для ведения видовой, радиолокационной и радиотехнической разведки объектов противника с большой высоты. Отдельные модификации самолета могут применяться и для нанесения бомбовых ударов, в том числе бомбами с ядерной боевой частью, по наземным целям.
Прототип самолета-разведчика МиГ-25РБ – сверхзвуковой высотный разведывательный самолет Е-155Р – разрабатывался в ОКБ А. И. Микояна с 1959 года.
Первый полет прототипа состоялся 6 марта1 и 3 1964 года.
На основе Е-155Р в 1961 году на Горьковском авиационном заводе был начат выпуск первой серийной модификации, которая получила название МиГ-25Р.
В 1970 г. был начат выпуск второй серийной модификации – с бомбардировочным вооружением – МиГ-25РБ.
Во всех вариантах разведывательного и разведывательно – бомбардировочного самолета было произведено более 200 машин.
Самолет-разведчик МиГ-25Р выполнен по схеме двухдвигательного высокоплана с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением.
Около 80% конструкции планера выполнено из стали, 8% — из титановых сплавов, 11 % — из алюминиевых сплавов, 1% — из других материалов.
Фюзеляж почти полностью изготовлен из стали. Применяемые в обычных самолетах алюминий и его сплавы оказались слишком слабыми при нагреве до температур около 300°С, которые возникают при скоростях около М = 3.
Сталь же хорошо ведет себя при таких температурах, но она очень тяжелая. Поэтому наилучшим компромиссом оказался титан, однако его применяют только для передних кромок крыла, деталей хвостового оперения и других элементов.
В крыле и фюзеляже размещены огромные сварные топливные баки с двойной обшивкой.
Каждый из обтекателей на конце крыла представляет собой трубку диаметром 30 см, которая частично заполнена металлом – противовесом, гасящим колебания крыла, возникающие на определенных скоростях.
Остальное пространство занято оборудованием, в частности, станцией предупреждения об облучении СПО-3 «Сирена-3» (позднее СПО-10 «Береза»).
В передней части контейнера находится обтекатель с передатчиком РЛС непрерывного излучения, что позволяет «подсвечивать» цели для ракет с полуактивной радиолокационной ГСН.
Шасси трехопорное. Передняя стойка имеет спаренные колеса, главные – снабжены одинарными колесами большого диаметра, что обеспечивает проходимость по грунтовым аэродромам.
Уникальность конструкции МиГ-25РБ состоит в том, что при его создании впервые были решены следующие проблемы:
• неуязвимость самолета от всех средств ПВО 1970 – 1980 годов за счет высотно-скоростных характеристик, противоракетных и противоистребительных маневров и аппаратуры радио-электронной борьбы;
• полет на большие дальности на крейсерской (М = 2,35) скорости и скорости М = 2,83 с бомбардировочным вооружением на наружной подвеске;
• применение системы высокоточного автоматического бомбометания по целям с известными географическими координатами на сверхзвуковой скорости с высоты полета более 20 000 м круглосуточно и в любых метеорологических условиях.
В хвостовой части фюзеляжа самолета МиГ-25Р расположены 2 турбореактивных двигателя Туманский Р-15Б-300. Тяга двигателей на полном форсаже – 11200 кг.
В качестве топлива и теплоносителя в системе охлаждения используется высокотемпературный керосин Т-6.
Состав бортового разведывательного и специального оборудования самолета зависит от его модификации.
МИГ-25Р:
• при выполнении фоторазведки одним из трех сменных комплексов фоторазведывательной аппаратуры самолет мог нести, например, два ориентируемых «влево-вправо» длиннофокусных аппарата с четырьмя маршрутами съемки.
Кроме того, один короткофокусный фотоаппарат плановой съемки находится под кабиной пилота.
МИГ-25РБ «FOXBAT-B»:
• четыре узла подвески бомбардировочного вооружения (два под крылом и два под фюзеляжем, максимальная масса боевой нагрузки первоначально 2000 кг, затем увеличена до 5000 кг).
• инерционная навигационная система (впервые в СССР).
Год начала выпуска – 1970.
Поставлялся на экспорт в Алжир, Болгарию, Индию, Ирак, Ливию, Сирию.
МИГ-25РБК:
• автоматическая станция детальной радиотехнической разведки «Куб», выпускался с 1972 по 1980 год.
МИГ-25РБС:
• РЛС бокового обзора «Сабля» (1977 год).
МИГ-25РБВ:
• станция общей радиотехнической разведки «Вираж» (1978 год).
МИГ-25РБН:
• аппаратура для ведения ночной разведки.
МИГ-25РБТ:
• станция радиотехнической разведки «Тантаж» (заменила станцию «Вираж»).
МИГ-25РБШ:
(в некоторых источниках МиГ-25РБФ)
• станция детальной радиотехнической разведки «Шар».
МИГ-25БМ («ИЗДЕЛИЕ 66», О2М, «FOXBAT-F»):
Модификация для борьбы с РЛС противника.
• Вооружение самолета составляют четыре противорадиолокационные управляемые ракеты Х-58 (AS-1 «Killer») с дальностью пуска 400 км (1982—85 годы).
• Бортовой комплекс обороны самолета МиГ-25БМ включал приемник предупреждения об электромагнитном излучении «Береза-Л», станции постановки активных электромагнитных помех «Сирень» и «Лютик».
Весь бортовой комплекс самолета получил наименование «Ягуар».
• Длина носовой части фюзеляжа МиГ-25БМ увеличена под установку нового радиоэлектронного оборудования.
Антенны МиГ-25БМ формой и местоположением похожи на антенны МиГ-25РБК.
Разработан в 1972 году, после распада СССР был снят с вооружения.
Для введения вероятного противника в заблуждение в отношении выполняемых задач, носовые части фюзеляжей самолетов МиГ-25БМ имели серую окраску по типу носовых частей перехватчиков МиГ-25ПД. Формы носовых частей фюзеляжей перехватчика и МиГ-25БМ отличались друг от друга: нос перехватчика имел оживальную форму, у МиГ-25БМ нос был коническим и более заостренным.
МИГ-25РУ:
• учебно-боевой вариант самолета МиГ-25РБ.
Источники информации:
1. Шунков «Самолеты спецназначения»
2. журнал «Мировая авиация» №34, 35 (Де Агостини)
3. Баргатинов «Крылья России»
4. Морозов и др. «Энциклопедия современной военной авиации»
5. Винчестер «Современные военные самолеты»