Штурмовая авиация

Ил-2

Одноместный штурмовик Ил-2
Самолет Ил-2
Год принятия на вооружение: 1941
Зкипаж, человек 2
Размах крыла, м 14,6
Площадь крыла, м2 38,54
Длина, м 11,6
Высота, м 3,4
Вес пустого самолета, кг 4525
Взлетный вес, кг 6360
Максимальная скорость полета: 404 км/ч
Практический потолок, м 5945
Дальность полета, км 600
Вооружение: 2 х 37мм пушки
2х 7,62 мм пулемета ШКАС
8 х 82 мм реактивных снарядов
до 400 кг бомб
Силовая установка: 1 х поршневой двигатель АМ-38Ф мощностью 1770 л.с. (1320 кВт)

В 1938 году авиаконструкторами СССР была начата разработка самолета БШ-2 (Бронированный штурмовиквторой), который изначально планировался как действующий на малых высотах самолет непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя.
В своем письме в ЦК КПСС с предложением создать подобного типа самолет, конструктор Ильюшин С.В. называет его «летающим танком, способным наносить сокрушающие удары по врагу».2
2 октября 1939 года летчик-испытатель Константин Коккинаки поднял в воздух первый опытный образец штурмовика Ил-2, а 30 декабря взлетел второй самолет.
Изначально штурмовик Ил-2 конструировался в двухместном варианте, где двигатель, радиаторы, топливный бак и экипаж помещались в бронированный отсек, который являлся составной частью фюзеляжа. Однако в ходе испытаний оказалось, что двухместный вариант, в экипаж которого входили пилот и воздушный стрелок, не соответствовал техническому заданию по дальности полета.

Кабина самолета Ил-2

Чтобы выполнить требования технического задания, для увеличения дальности полета пришлось вместо кабины стрелка установить дополнительные баки для горючего.
В таком виде штурмовик Ил-2 и был запущен в серию.
Самолет был оснащен двухрядным 12-ти цилиндровым поршневым двигателем водного охлаждения АМ-38 мощностью  1700 л.с. (1268-кВт), имел кабину с обтекаемым приподнятым фонарем и вооружался двумя 20-мм пушками, а также имел под плоскостями подвеску для несения неуправляемых реактивных снарядов.
В мае 1941 года, всего за месяц до Великой отечественной войны, в передовые летные части Красной Армии начали поступать серийные одноместные штурмовики Ил-2.
На основе боевого опыта первого периода Великой отечественной войны Оперативное управление штаба ВВС Красной Армии в ориентировочных расчетах боевых возможностей штурмовика Ил-2 указывало, что для выведения из строя одного легкого танка необходимо выделять 4-5 Ил-2, а одного среднего танка – 12-15 Ил-2. Очевидно, такой результат нельзя признать отвечающим требованиям войны.4

Самолет Ил-2

Результаты первого года войны, в течение которого штурмовикам приходилось действовать без прикрытия истребительной авиации и нести из-за этого большие потери, вынудили вернуться к варианту двухместного штурмовика.
В среднем в начальный период войны (июль-сентябрь 1941 года) на одну боевую потерю штурмовика Ил-2приходилось 8-9 самолето-вылетов, хотя в отдельных полках живучесть Ил-2 не превышала 3-4 боевых вылетов.4
В октябре 1942 года модернизированный двухместный штурмовик Ил-2М стал поступать в войска. Ил-2М оснащался более мощным форсированным двигателем АМ-38Ф, имел более вместительный топливный бак, а вместо двух 20-мм пушек ШВАК на новую версию установили 23-мм пушки ВЯ.
Фюзеляж самолета Ил-2 был смешанной конструкции. Передняя часть представляла собой сварную оболочку из гнутых листов стальной брони толщиной 4-6 мм, полностью закрывавшую двигатель, радиаторы и кабину летчика. Часть бронелистов откидывалась на шарнирах для доступа к двигателю и другим агрегатам.
Общая масса брони составляла 990 кг.
Задняя часть фюзеляжа – цельнодеревянный монокок, выклеенный из фанеры и шпона вместе с килем.
Между кабинами летчика и стрелка под общим фонарем размещен бензобак и бронеплита толщиной 12 мм.

Самолет Ил-2

Другая бронеплита толщиной 6 мм установлена позади кабины стрелка.
Штурмовик Ил-2МЗ (Ил-2 Тип 3), появившийся на фронте в 1943 году, был самым многочисленным из модификаций, которые были произведены во время Второй мировой войны.

Самолет Ил-2

Также этот штурмовик отличался большим удобством в управлении из-за того, что было применено крыло новой конфигурации.
Штурмовики Ил-2 летали на предельно малых высотах, часто спускаясь на высоту б-8 метров, они проносились над полем сражения и, развернувшись, атаковали танки противника с тыла в наименее защищенные броней кормовые части корпусов.
Специально для борьбы с бронетехникой были разработаны особые боеприпасы, включая зарядные барабаны на 200 кумулятивных снарядов, противотанковые бомбы и даже противовоздушный гранатомет ДАГ-10.

Стрелок самолета Ил-2

Были проведены работы и по оснащению штурмовика Ил-2 зажигательными средствами. Уже 6 октября 1942 года в НИИ ВВС для прохождения государственных испытаний поступил самолет Ил-2, который был оснащен авиационным огнеметом (АОГ).
Впервые АОГ испытывался в августе 1941 года и показал неудовлетворительные результаты.
К сожалению, повторные испытания АОГ оказались также неудачными: «…боевой эффект ничтожен… Предъявленный ГСКБ-4 7 АОГ на самолете Ил-2… испытаний не выдержал ввиду не пригодности к боевому применению».4
Модификации штурмовика Ил-2:
• Ил-2;

Одноместный штурмовик Ил-2

• Ил-2 АМ 38-Ф – в январе 1943 года, вскоре после начала серийного выпуска двухместного варианта штурмовика Ил-2, его начали оснащать форсированной версией мотора АМ-38 – АМ-38 Ф.
Двигатель АМ-38 Ф обладал повышенной мощностью на малых высотах, на которых в основном выполняли свои задачи штурмовики, за счет некоторого снижения мощности на больших высотах. Кроме того, он мог работать на более дешевом и доступном низкооктановом бензине. Взлетная мощность по сравнению с АМ-38 увеличилась с 1620 л.с. до 1720 л.с. (или 1760 л.с. на кратковременном «чрезвычайном» режиме). Замена двигателя позволила сохранить летные данные и бомбовую нагрузку штурмовика на уровне более легкого одноместного варианта.
• Ил-2М3 (КСС или Ил-2 тип 3) – из-за установки на штурмовик Ил-2 кабины воздушного стрелка был смещен назад центр тяжести, что отрицательно сказалось на управляемости машины.
Для устранения этого недостатка по предложению С. В. Ильюшина консоли крыла как бы отогнули назад, в результате чего их задние кромки стали перпендикулярными фюзеляжу, а передние приобрели ярко выраженную стреловидность.
За характерный внешний вид эту модификацию назвали «крыло со стрелкой» – КСС.
Также в этой модели были установлены амортизационные пружины и контрбалансиры в канал управления рулем высоты, что значительно улучшило управление самолетом.
Модель Ил-2 КСС пошла в серию осенью 1943 года, а с начала 1944 года все самолеты Ил-2 выпускались только в модификации КСС.

Самолет Ил-2 КСС

• Ил-2Т – торпедоносец, применявшийся в ВМФ СССР.
На флоте существовали специальные топ-мачтовые эскадрильи Ил-2, пилоты которых, заходя для атаки на вражеские суда, спускались к самой поверхности моря и, выпустив боезапас в борт корабля, выходили из атаки над топ-мачтой, едва не касаясь ее;
• Ил-2У (У-Ил-2) – учебный самолет. В кабине стрелка размещался инструктор со вторым управлением и комплектом приборов.
Пушки не устанавливались.

Учебный самолет Ил-2

• Ил-2М ШФК-37 (Ил-2 НС-37) – самолеты ИЛ-2 этой модификации были оснащены двумя 37-мм противотанковыми пушками ШФК-37, установленными в обтекателях на плоскостях ближе к законцовкам крыльев. Боевые испытания проходили восемь таких самолетов, однако положительный результат достигнут не был.
Пушки при стрельбе часто заклинивало, а из-за их сильной отдачи, которая раскачивала машину, прицельно стрелять очередями было невозможно.

Штурмовик Ил-2

К тому же летчики жаловались, что громоздкие и тяжелые пушечные контейнеры сильно ухудшают летные данные и серьезно затрудняют управление.

Штурмовик Ил-2 НС-37

В октябре 1943 года был снят с производства. Всего было выпущено 947 таких штурмовиков.3
• Ил-2 КР – созданный на базе двухместного варианта самолета Ил-2 корректировщик артиллерийского огня. От базовой модели отличался установкой аэрофотоаппарата АФА-И и мощной радиостанции РСБ-3 бис, вместо стандартной РСИ-4.
Мачта антенны была перенесена на козырек кабины пилота.

Штурмовик Ил-2

Боевой порядок «круг» самолетов стал основным тактическим приемом штурмовиков Ил-2 при нанесении бомбоштурмовых ударов по наземным целям.
Позже штурмовыми авиаполками стал применяться «свободный круг», в этом случае выдерживалось лишь общее направление «круга», дистанция между Ил-2 могла изменяться, и имелась возможность выполнять довороты влево и вправо.
Во всем же остальном каждому летчику предоставлялась полная свобода действий.4
Опыт боевого применения реактивных снарядов оказался неоднозначным и среди строевых летчиков и командного состава ВВС Красной Армии существовали прямо противоположные точки зрения.
Некоторая часть боевых летчиков и командиров считала, что реактивные снаряды не эффективны в бою вследствие их большого рассеивания, и предлагали снять ракетные орудия с Ил-2.
Другая часть летного и командного состава, как правило, это летчики и командиры с большим боевым опытом, наоборот, считала, что «ракетные снаряды и пушки основное оружие самолета», и настаивали на увеличении числа ракетных орудий до 10-12, «хотя бы за счет снятия бомбовой нагрузки»:
«…Нерационально хорошую, дорогую машину посылать на штурмовку с малым числом РС».4
Очень успешным было применение ампул АЖ-2 с самовоспламеняющейся жидкостью КС. При попадании на танк ампула разрушалась, жидкость КС прилипала к броне, залепляла смотровые щели и приборы наблюдения и вызывала пожар такой силы, что потушить его было невозможно – все, что находилось внутри танка, выжигалось.
При этом любой «горевший танк является безвозвратной потерей».
Это обстоятельство являлось весьма важным преимуществом АЖ-2 перед другими средствами поражения танков. В случае массового сброса АЖ-2 (в кассеты мелких бомб штурмовика Ил-2 вмещалось 216 ампул) получалась вполне приемлемая вероятность поражения целей. Но действие ампул АЖ-2 находилось в сильной зависимости от погодных условий и наличия легковоспламеняющихся материалов в районе целей.4
Фугасные авиабомбы калибра 50 кг поражали осколками лишь танковую броню толщиной 15-20 мм при разрыве в непосредственной близости (0,5-1 м).
Хорошее действии по танкам в то время показывали фугасные авиабомбы ФАБ-100, осколки которых пробивали броню толщиной до 30 мм при подрыве на расстоянии 1-5 м от танка.
Кроме этого, от взрывной волны разрушались заклепочные и сварные швы танков.
Однако преимущество «сотки» реализовывалось лишь при условии сбрасывания их с высот не менее 300-500 м с использованием взрывателей мгновенного действия. Применение ФАБ-100 с бреющего полета было возможно лишь с взрывателем замедленного действия.
Это сильно снижало эффективность поражения подвижных целей (танки, автомашины и т.д.), так как за время замедления взрывателя (22 секунд) последние успевали отъехать на значительное расстояние от места падения бомбы.4
В составе вооружения штурмовика Ил-2 имелись кассеты мелких бомб КМБ (с августа 1942 года КМБ-2).
Четыре кассеты обеспечивали общую загрузку до 600 кг осколочными бомбами калибра от 2,2 до 25 кг и позволяли «засеять» бомбами значительную площадь.
В 1943 году было выпущено 65 Ил-2 КР.
Выпуск самолета Ил-2 продолжался до конца 1945 года.
Всего было построено 36 145 машин всех модификаций. Таким образом, «летающий танк» стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации.3

Штурмовик Ил-2

Приказом Наркома Обороны от 19.08.41г. был введен новый порядок награждения летчиков за успешные боевые вылеты.
В соответствии с этим приказом летчики штурмовой авиации представлялись к боевой награде и получали денежную премию в размере 1000 рублей за 10 успешных боевых вылетов днем или 5 вылетов ночью по разрушению и уничтожению объектов противника.
За следующие 10 боевых вылетов летчик-штурмовик мог быть представлен ко второй правительственной награде и к денежной премии в размере 2000 рублей.
К представлению на звание Героя Советского Союза пилот самолета Ил-2 имел право после 30 успешных боевых заданий днем или 20 боевых заданий ночью.
Кроме этого, летчики штурмовой авиации представлялись к правительственной награде и к премии в размере 1500 рублей за 2 лично сбитых немецких самолета.
За 5 сбитых самолетов противника пилот штурмовика Ил-2 представлялся ко второй правительственной награде и к денежной премии в 2000 рублей.
За 8 лично сбитых самолетов летчик-штурмовик представлялся к званию Героя Советского Союза и к денежной премии в 5000 рублей. Командир и комиссар шгурмовой эскадрильи, выполнившей не менее 100 успешных боевых вылетов при потере не более 3 штурмовиков Ил-2, представлялись к правительственной награде.
Командир и комиссар штурмового авиаполка, успешно выполнившего не менее 250 боевых вылетов при потере не более 6 самолетов Ил-2, представлялись к орденам Ленина.4

Читайте также:  Что такое штурмовая авиация

Источники информации:
1. Винчестер, Каттон, Хевсон «Военная техника Второй мировой»
2. «Легендарные самолеты. Ил-2» (Де Агостини)
3. сайт Википедия
4. Растренин «Главная ударная сила»

Top.Mail.Ru